«Джинсовый» джекпот

517 текстов с признаками скрытой политической рекламы появились за июль, август и сентябрь в запорожских газетах «МИГ», «Суббота+», «Панорама», «Запорожская правда», «Мрія» и «Наше время+». Такими стали итоги мониторинга  ведущих запорожских изданий на предмет обнаружения заказных политических материалов, публикующихся под видом редакционных текстов.  Мониторинг проводился по критериям, которые давно определили медиаэксперты, в частности, из Института массовой информации.

Кто и где «джинсовал»

Главным трендом предстоящих выборов стала тяжелая артиллерия из публикаций о благородных поступках доселе неизвестного широкой публике Владимира Буряка, главного инженера ПАО «Запорожсталь» (главный акционер – группа «Метинвест» Рината Ахметова). В каждом выпуске «Мига», «Субботы+», «Панорамы», «Нашего времени+» можно было о нем найти до шести хвалебных материалов. Почему Буряк – не объяснялось, но риторика его выступлений недвусмысленно намекала  на большие планы на город представителя «Запорожстали», которые, кстати, и подтвердились чуть позже.

В «Миге», «Субботе» и «Нашем времени+» свою точку зрения на проблемы в городе вдруг стали активно высказывать нынешний руководитель Донецкого ГАИ Игорь Пожидаев и представитель старой гвардии, экс-народный депутат Сергей Кальцев. Критиковали действующую власть и продвигали свои идеи в «Мрії» партии «Демальянс» и «Республиканская платформа». В «Запорожской правде», финансируемой из бюджета, партия «Батьківщина»  под неубедительными с точки зрения маркировки политической рекламы активно призывала народ к действию, борясь с коррупцией своими вескими заявлениями. Тем временем «Солидарность» устами Президента Украины рассказывала о достижениях практически во всех исследуемых изданиях. В этот же период в газетах появились  и все активнее зазвучали публикации от новорожденной партии «УКРОП».

Разумеется, весь этот политический контент представлялся читателям без должной маркировки, как редакционный материал. Например, «МИГ» джинсовал в рубриках «Достойно внимания», «Политарена», «Актуально», «Пресс-факт», «Регион», «Город». Кстати, в исходных данных газеты мелким шрифтом сообщается лишь то, что на правах рекламы могут печататься материалы в рубриках «Пресс-факт», «Достойно внимания» и «Политарена». А могут и не печататься… Подобные  «могут печататься» встречаются и в других газетах.

«Суббота Плюс» стабильно пиарила кандидатов и партии в рубриках «Конкретно» и «Политическое мнение». «Наше время+» размещало джинсу в рубриках «Наша жизнь», «Актуально» и «Прес-факт». В газете «Мрія» вдохновляли своими обещаниями кандидаты в рубриках «Факт», «Оцени» и «Аналитика». «Джинса» «Панорамы» появлялась в рубриках: «Конкретно», «По существу», «Мнение». Кстати, с особым трепетом в газете относились к деятельности Владимира Буряка. Для него специально выделили рубрики «Долгих лет», «Конкретная помощь», «Ради будущего» и «Реальное дело», где его описывали как благодетеля с большой буквы «Б».  При этом вместе с таким же немаркированным «Оппозиционным блоком» «Панорама» раздражалась некомпетентностью местных и киевских властей в рубриках «Недореформы», «Нам надоело», «Радоваться нечему». Газета «Запорожская правда» вообще забыла предупредить читателей, что у нее могут появляться материалы на правах рекламы. Поэтому печатала их произвольно в рубриках «Политический ракурс», «Точка зрения», «Из первых уст», а иногда генерировала спонтанные рубрики вроде «Відлуння свята».

В августе, сохраняя те же тенденции, политическая «джинса»только набирала обороты. Количество немаркированных текстов заангажированного политического толка увеличивалось: на страницах исследуемых газет появились Ярослав Гришин (УКРОП), Богдан Попюк (самовыдвиженец), Игорь Артюшенко (Солідарність), Александр Син (самовыдвиженец) и другие. Среди других политических партий и кандидатов в мэры и депутаты совсем громко о себе заявили «Оппозиционный блок» и «Наш край». В это же время «Мрія» как-то особенно наполнилась негативными текстами против действующего мэра Александра Сина.

Сколько это могло стоить?

Мы попробовали разобраться, сколько  могли заработать газеты на такой «джинсовой» активности политиков. Для этого мы собрали официальные прайсы шести газет, посчитали общую  площадь немаркированных текстов и вывели свой рейтинг потенциального заработка СМИ. Почему потенциального? Потому что, напоминаем, все эти тексты «могут» не печататься на правах рекламы, а быть, к примеру, искренним побуждением медийщиков, пусть вне профессиональных стандартов, но показать или святость, или глубину падения каждого из претендентов на власть. К слову, в рекламных отделах даже не скрывали, что готовы публиковать немаркированную политическую рекламу, соглашаясь ставить тексты как редакционные материалы…

В общем, вот, что из этого получилось (см. инфографика 1, 2).

 

Сентябрь. Джинса продолжается

Официальное объявление ЦИК о старте избирательной кампании в сентябре на политику газет, похоже, никак не повлияло. Разве что в изданиях увеличилось количество страниц, а если не увеличилось, то нагрузка на журналистов явно уменьшилась, потому как «джинса» вытеснила часть редакционных материалов. Итого за сентябрь в газетах появились 233 «джинсовых» материала. При этом казалось, что работа над этими текстами в разных газетах сводилась к нажатию Ctrl+C, Ctrl+V: иногда тексты в разных газетах дублировались даже без изменения заголовков.

Рассмотрим, как это работало, на примере материалов за сентябрь самого активного кандидата в мэры Владимира Буряка (к этому времени он, с музыкальным сопровождении приехавшей в Запорожье Bonny M, заявил, что будет хорошим мэром, ибо должен).

МИГ Суббота+ Панорама Наше время+
03.09 Первоклассники МК «Запорожсталь» к школе готовы! Детям запорожсталевцев подарили новенькие портфели
03.09 В Запорожье появился пляж для горожан с особыми потребностями Владимир Буряк: «Людям с особыми потребностями – особое внимание» Владимир Буряк: «Позаботимся об инвалидах – сделаем общество свободнее»
03.09 Владимир Буряк: «Дети Запорожья будут учиться в комфортных условиях» Запорожские дети будут учиться в достойных условиях Мечты сбываются
03.09 Владимир БУРЯК: «Защитники Запорожья всегда будут чувствовать поддержку земляков» Владимир Буряк: «Всегда поддерживал и буду поддерживать защитников Запорожья» Защитники Запорожья всегда будут чувствовать надежное плечо земляков
10.09 Запорожцы становятся хозяевами своего города В Запорожье возрождается «родная улица» Владимир Буряк: «Хозяева города – это, прежде всего, сами горожане»
10.09 Запорожские больницы получат современное медицинское оборудование Владимир Буряк: «Запорожские врачи получат современное оборудование!»
10.09 Владимир Буряк: «Обеспечить доступную медицину каждому –
задача сложная, но решаемая»
Как поднять запорожскую медицину до европейского уровня?
17.09. Будущее «Запорожстали» за молодежью Дорога на «Запорожсталь» молодым кадрам открыта
17.09. Всем миром справились с бедой Пережить беду вместе легче
17.09. Владимир Буряк: Запорожцы достойны передовой медицины Запорожским больницам – современное оборудование Владимир Буряк: «Условия лечения запорожцев будем улучшать!»
17.09. В Запорожье прошел грандиозный студенческий фестиваль Новый фестиваль объединил молодежь Запорожья
17.09. Защитники города с новой техникой и базой для обучения Владимир Буряк: «Защитники Родины должны нести службу в комфортных условиях»
24.09 Владимир Буряк: «К вопросам экологии – европейский подход» Владимир Буряк: «Экологическая модернизация производства важна для нашего города» На «Запорожстали» внедряют европейские экологические стандарты
24.09 Запорожские школы получают новые медпункты Школы получат современные медпункты

Тем временем народный депутат и президент АО «Мотор-Сичи» Вячеслав Богуслаев, продвигающий свою партию «Новая политика», раскритиковал «Наш край» двумя абсолютно одинаковыми текстами в газетах «МИГ», и «Суббота+» от 10 сентября. И таких примеров – множество.

В этот же период практически во всех исследуемых газетах увеличилось количество материалов, где кандидаты, правда, абсолютно анонимно, позволяли себе откровенные негативные выпады в сторону конкурентов. Больше всего в этот период критиковали действующего мэра (с планами  удержать этот статус и на следующие пять лет)  Александра Сина Сина, действующего депутата Верховной рады (с планами этот статус получить) Николая Фролова и действующую власть в самом широком контексте.

В начале октября в газетах наконец-то появилась маркированная политическая рекламу. Так, в «Миге» те же лица продолжили хвалить себя или ругать других уже под законно обусловленной рубрикой «Политическая агитация», в «Субботе+» – «Политическая реклама»,  «Панораме» – «Предвыборная агитация» /«Политическая реклама», «Мрії» – «Политическая реклама»/«Политическая агитация». Ничего не изменилось только в газете «Наше время+». Кроме того, в целом «джинса» стала еще заметней: то, что в одной газете публиковалось под рубрикой «Политическая реклама», в другой вполне привычно появлялось под стандартными редакционными рубриками…

Авторы:

Марина Ботнарева, Марина Галич, Диана Давитян, Екатерина Майборода, Эльмира Шагабутдинова